143032 Московская обл., Одинцовский район,п. Горки-10, д. 25А
+7 (498) 696-22-06
Версия для слабовидящих
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению мониторинга политических, социально-экономических и иных процессов, оказывающих влияние на ситуацию в области противодействия терроризму на территории субъекта Российской Федерации
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению мониторинга политических, социально-экономических и иных процессов, оказывающих влияние на ситуацию в области противодействия терроризму на территории субъекта Российской Федерации

 

 

Аппарат Национального антитеррористического комитета

_____________________________________________________

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации и проведению мониторинга политических,

социально-экономических и иных процессов, оказывающих влияние

на ситуацию в области противодействия терроризму

на территории субъекта Российской Федерации

 

Москва

2019 год

Содержание

I. Общие положения………………………………………………………………..3

II. Организация мониторинга……………………………………………………...5

III. Использование результатов мониторинга..………………………………….13

 

I. Общие положения

Настоящие методические рекомендации направлены на оказание помощи антитеррористическим комиссиям в субъектах Российской Федерации , антитеррористическим комиссиям муниципальных образований и их аппаратам в организации работы по проведению мониторинга политических, социально-экономических и иных процессов, оказывающих влияние на ситуацию в области противодействия терроризму на территории субъекта Российской Федерации . Мониторинг (в рассматриваемом контексте) представляет собой систему мероприятий по сбору, обобщению, анализу и оценке информации о политических, социально-экономических и иных процессах, оказывающих влияние на ситуацию  в области противодействия терроризму, для получения обоснованных представлений о тенденциях их развития, выявления причин и условий, способствующих проявлениям терроризма на территории субъекта Российской Федерации, а также выработки соответствующих предложений (мер) по их устранению.

Правовой основой мониторинга являются Федеральный закон

от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», указы Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» и от 26 декабря 2015 г. № 664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму», Положение об антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации, утвержденное председателем Национального антитеррористического комитета 17 июня 2016 г. № 6 , Типовое положение об аппарате антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации, утвержденное председателем Национального антитеррористического комитета 16 октября 2017 г. № 3, правовые акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, регламентирующие деятельность АТК в субъекте Российской Федерации и АТК МО .

Основной целью мониторинга является своевременное выявление причин и условий, способствующих проявлениям терроризма на территории субъекта Российской Федерации. Результаты мониторинга используются для выработки предложений по устранению этих причин и условий в рамках планирования антитеррористической деятельности, вынесения актуальных вопросов на заседания АТК в субъекте Российской Федерации и АТК МО, а также корректировки проводимой региональными и местными органами власти деятельности в области профилактики указанных проявлений.

В ходе мониторинга решаются следующие задачи :

1. Сбор, анализ и оценка объективной информации о:

- политических, социально-экономических и иных процессах, оказывающих дестабилизирующее влияние на обстановку в субъекте Российской Федерации

и способствующих проявлениям терроризма, а также фактическом состоянии антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания людей ;

- террористических угрозах и террористической активности в субъекте Российской Федерации.

2. Анализ причин и условий возникновения и распространения террористической деятельности на территории субъекта Российской Федерации, выявление и анализ проблемных вопросов в области противодействия терроризму.

3. Выработка субъектами мониторинга предложений и рекомендаций

по планированию и реализации неотложных и долгосрочных мероприятий

по устранению причин и условий, способствующих проявлениям терроризма.

4. Организация информационного взаимодействия субъектов мониторинга,

в том числе обеспечение председателя и членов АТК в субъекте

Российской Федерации и АТК МО достоверной систематизированной информацией о процессах, оказывающих влияние на ситуацию в области противодействия терроризму на территории региона.

5. Анализ эффективности принимаемых мер по устранению причин и условий, способствующих проявлениям терроризма.

II. Организация мониторинга

На региональном уровне организация мониторинга возложена на АТК

в субъекте Российской Федерации .

В качестве субъектов мониторинга, помимо аппарата АТК в субъекте Российской Федерации, выступают (в зависимости от структуры расположенных на территории региона территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта):

- территориальный орган безопасности;

- территориальный орган Министерства внутренних дел

Российской Федерации;

- территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

- Центр специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в субъекте Российской Федерации;

- ОИВ субъекта Российской Федерации в сфере образования и науки;

- ОИВ субъекта Российской Федерации в сфере труда и социальной защиты;

- ОИВ субъекта Российской Федерации в сфере печати и массовых коммуникаций;

- ОИВ субъекта Российской Федерации в сфере религиозных и межнациональных отношений;

- АТК МО и органы местного самоуправления .

По согласованию:

- прокуратура субъекта Российской Федерации;

- территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации;

- территориальный орган Федеральной службы исполнения наказаний;

- территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;

- пограничный орган ;

- территориальный орган Следственного комитета Российской Федерации.

По решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (председателя АТК в субъекте Российской Федерации) к осуществлению мониторинга могут быть привлечены и иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, а также институты гражданского общества.

Мониторинг осуществляется субъектами мониторинга в процессе повседневной деятельности в пределах их компетенции.

Организация мониторинга на территории субъекта Российской Федерации, как правило, предусматривает несколько этапов:

Этап 1 (подготовительный) – формирование условий для проведения мониторинга.

На данном этапе определяются:

- конкретные субъекты мониторинга, исходя из состава государственных органов в субъекте Российской Федерации;

- в ОИВ – структурные подразделения и должностные лица, ответственные

за проведение мониторинга, а также контроль деятельности по осуществлению мониторинга.

Субъектам мониторинга доводятся основные задачи мониторинга. При этом рекомендуется в положениях об ОИВ закрепить нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации соответствующие полномочия, а обязанности

по проведению данной работы – в должностных регламентах сотрудников, задействованных в деятельности по осуществлению мониторинга.

Аппаратом АТК в субъекте Российской Федерации (АТК МО) разрабатывается проект регламента проведения мониторинга .

Справочно: в регламенте указываются цель, задачи, правовая основа, а также содержание, порядок и сроки представления информационно-аналитических материалов. Дополнительно могут обозначаться субъекты мониторинга, этапы его организации и иные элементы. Целесообразно максимально полно включить в число субъектов мониторинга ОИВ субъектов Российской Федерации (их подразделения), располагающие информацией по перечню исследуемых вопросов.

Проект регламента с перечнем субъектов мониторинга и запрашиваемой у них информации направляется на согласование в заинтересованные ОИВ, ОМСУ

и организации. Рекомендуется предварительно разработать формы запроса информации, что в дальнейшем облегчит работу аппарата АТК в субъекте Российской Федерации (АТК МО) по обобщению сведений и позволит не упустить важные данные (примеры бланков запросов приведены в приложениях № 1, 2).

После согласования и одобрения проекта регламента всеми будущими субъектами мониторинга он рассматривается на заседании АТК в субъекте

Российской Федерации. Утвержденный регламент проведения мониторинга направляется во все заинтересованные ОИВ и организации, являющиеся субъектами мониторинга, для исполнения.

Этап 2 – практический (основной).

Условно деятельность субъектов мониторинга на 2 этапе подразделяется на три подэтапа:

а) Сбор, анализ и оценка информации о :

- террористической активности на территории субъекта

Российской Федерации;

- степени вовлеченности населения региона в террористическую деятельность, в том числе о количестве лиц, выехавших за пределы Российской Федерации

для участия в боевых действиях на стороне международных террористических организаций;

- политических, социально-экономических и миграционных процессах

на территории субъекта Российской Федерации;

- межнациональных и межконфессиональных отношениях, деструктивной деятельности религиозных или иных групп и организаций, степени

их вовлеченности в террористическую деятельность;

- АТЗ ПОТП и ММПЛ на территории субъекта Российской Федерации;

- отношении населения к органам государственной власти, степени

его протестной активности, включая количество протестных акций, влиянии политического и протестного потенциала населения на террористическую активность в регионе;

- влиянии социально-экономических факторов, таких, как уровень доходов населения, безработицы, задержки выплаты заработной платы и др., на обстановку

в области противодействия терроризму;

- динамике численности населения региона за счет внутренней и внешней миграции;

- динамике количества лиц, прошедших обучение в зарубежных религиозных учебных организациях;

- эффективности исполнения поручений НАК, АТК в субъекте

Российской Федерации и АТК МО, результативности проводимой деятельности

в области профилактики террористических проявлений.

Эта работа осуществляется в соответствии с:

- актуализированными перечнями вопросов мониторинга (приложения

№ 3, 4). Оценки и выводы, сформулированные по всем пунктам перечней, должны сопровождаться подтверждающими материалами (описание фактов, событий, статистические сведения, ссылки на документы и мнения экспертов и т. п.);

- разработанным аппаратом НАК алгоритмом организации сбора данных, необходимых для формирования показателей, отражающих уровень защиты населения субъектов Российской Федерации (городских округов и муниципальных районов) от террористических угроз .

В качестве источников информации могут рассматриваться:

- документы о практике деятельности ФОИВ, ТО ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации и иных государственных органов, ОМСУ;

Справочно: данная информация может быть получена путем направления

в установленном порядке запросов в указанные органы, при изучении отчетов

об их деятельности, в ходе проверок АТК и оперативных штабов в субъектах

Российской Федерации и др.

- данные статистики;

Справочно: сведения могут быть получены в ОИВ и иных государственных органах, осуществляющих формирование официальной статистической информации, путем направления

в установленном порядке запросов, на официальных сайтах указанных органов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

- данные учета преступлений террористической направленности и результатов борьбы с терроризмом;

- материалы из научных, общественных и иных организаций;

Справочно: данные могут быть получены в результате анализа материалов, поступивших из указанных организаций, а также опубликованных в официальных изданиях и на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

- материалы о практике прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму;

- результаты реализации решений АТК в субъекте Российской Федерации

и АТК МО.

б) Выявление проблемных вопросов в области противодействия терроризму, в том числе в:

- правоприменительной практике;

- деятельности по обеспечению АТЗ ПОТП и ММПЛ;

- противодействии идеологии терроризма;

- других сферах, оказывающих влияние на террористическую активность населения.

В рамках этого подэтапа выделяются угрозообразующие факторы (в том числе

причины и условия, способствующие формированию социальной базы терроризма), существующие проблемы в деятельности субъектов противодействия терроризму

по компетенции, недостатки в АТЗ ПОТП и ММПЛ, коллизии норм права

в нормативных правовых актах, регулирующих область противодействия терроризму.

в) Выработка предложений и рекомендаций по планированию и реализации неотложных и долгосрочных мероприятий по устранению причин и условий, способствующих проявлениям терроризма.

На этом подэтапе субъектами мониторинга определяются пути устранения выявленных проблем и локализации угроз, требующих внимания со стороны региональных (муниципальных) органов власти.

Результатом работы на этапе 2 являются информационно-аналитические материалы субъектов мониторинга, которые состоят из двух частей: статистической и аналитической.

Статистическая часть информационно-аналитических материалов содержит количественные показатели в динамике (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) в соответствии с компетенцией субъекта мониторинга .

Часть статистических (количественных) показателей представляется

с конкретизацией по муниципальным образованиям. Перечень таких показателей определяется аппаратом АТК в субъекте Российской Федерации.

На основе статистических сведений субъектами мониторинга готовится аналитическая часть информационно-аналитических материалов, которая содержит информацию в соответствии с актуализированным перечнем вопросов мониторинга (приложения № 3, 4), с учетом компетенции субъекта мониторинга .

Информационно-аналитические материалы могут содержать результаты научных исследований и социологических опросов, в ходе которых выявлены негативные факторы, оказывающие дестабилизирующее воздействие на ситуацию

в области противодействия терроризму.

В установленные сроки субъекты мониторинга представляют указанные материалы в аппарат АТК в субъекте Российской Федерации (аппарат (секретарю) АТК МО) . Возможно предварительное направление аппаратами АТК запросов

с формами отчетов для наполнения итоговой справки.

Справочно: информационно-аналитические материалы представляются субъектами мониторинга в аппараты АТК до 5 июля и до 25 октября на бумажном и электронном носителях. Материалы могут содержать диаграммы, схемы, таблицы и иные иллюстрирующие

их содержание объекты.

Документы, содержащие информацию ограниченного распространения, направляются

в аппараты АТК с соблюдением установленного порядка представления данной информации.

В ходе 2 этапа аппараты АТК осуществляют:

- получение данных мониторинга;

- контроль за своевременностью представления субъектами мониторинга информационно-аналитических материалов;

- формирование информационной базы данных мониторинга;

- оценку принимаемых субъектами мониторинга мер по устранению причин

и условий, способствующих проявлениям терроризма, и выработку соответствующих предложений.

Аппараты АТК при обобщении информации дополнительно отражают сведения о:

- неисполненных решениях АТК в субъекте Российской Федерации

и АТК МО, причинах и принятых в этой связи мерах;

- проблемах и недостатках в информационном взаимодействии ТО ФОИВ, ОИВ, иных государственных органов и ОМСУ в области противодействия терроризму, принятых мерах по их устранению;

- проблемах в работе Комиссий:

по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить террористическую и экстремистскую деятельность, по склонению

к отказу от противоправной (террористической) деятельности, а также по оказанию помощи обратившимся лицам в трудоустройстве, решении социально-бытовых

и иных вопросов;

по обеспечению АТЗ ПОТП и ММПЛ;

- проблемах в деятельности экспертных советов и других рабочих органов

при АТК в субъекте Российской Федерации и АТК МО.

Этап 3 (аналитический) – обобщение и анализ полученных данных мониторинга, формулирование конкретных выводов и выработка рекомендаций.

Итоговым документом по результатам мониторинга является подготавливаемая аппаратом АТК информационно-аналитическая справка

о результатах мониторинга политических, социально-экономических и иных процессов, оказывающих влияние на ситуацию в области противодействия терроризму на территории субъекта Российской Федерации .

Получаемые на всех уровнях сведения сводятся в единую картину, изучение которой позволяет, в том числе, выделять факторы, снижающие эффективность деятельности субъектов противодействия терроризму.

Для устранения этих факторов, а также причин и условий, их формирующих, принимаются решения АТК в субъекте Российской Федерации и АТК МО.

Документ имеет следующую структуру:

- вводная часть, в которой кратко характеризуется обстановка на территории региона, муниципального образования, а также в связи с чем производилась оценка обстановки;

- основная (оценочная) часть, в которой отражаются все тенденции, оказывающие негативное влияние на обстановку;

- основная (результативная) часть, в которой кратко освещаются результаты деятельности в области противодействия терроризму, принятые меры, в том числе правового характера;

- основная (проблемная) часть, в которой отражаются выявленные в отчетный период недостатки в деятельности субъектов противодействия терроризму, а также проблемы, мешающие качественной реализации мер в области противодействия терроризму;

- заключительная часть, в которой содержится перечень вопросов, требующих рассмотрения на заседаниях АТК в субъекте Российской Федерации, АТК МО,

а также рекомендации о направлении результатов мониторинга конкретным адресатам.

Важно иметь в виду, что мониторинг отражает информационные данные в динамике развития. Это постоянный и непрерывный процесс, который не ограничивается единовременным принятием управленческих решений по устранению выявленных террористических угроз. Он предполагает организацию оценки эффективности их исполнения с точки зрения позитивного изменения обстановки на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также изучения динамики процессов и результатов влияния на них вырабатываемых и реализуемых профилактических мер.

Примерное содержание справки приведено в приложении № 5.

Подготовка справки осуществляется, как правило, до 25 июля и до 15 ноября или в другие сроки по решению председателя Комиссии .

Справку руководитель аппарата АТК докладывает председателю АТК в субъекте Российской Федерации для принятия решения. Затем по указанию последнего направляет документ (выписку из документа) членам АТК в субъекте Российской Федерации, председателям АТК МО, в ТО ФОИВ, ОИВ и в иные государственные органы на территории субъекта Российской Федерации

для реализации принятого решения.

Этап 4 – осуществление контроля со стороны АТК в субъекте

Российской Федерации и АТК МО за реализацией принятых субъектами мониторинга мер и обеспечение дальнейшего функционирования мониторинга.

На данном этапе аппаратом АТК осуществляется предварительный, текущий и итоговый контроль за реализацией принятых мер, в рамках которого определяется эффективность и своевременность реагирования ОИВ и ОМСУ на предпосылки и условия возникновения террористических угроз, а также обеспечивается дальнейшая организация процесса сбора, анализа и оценки информации.

III. Использование результатов мониторинга

В соответствии с решением председателя АТК в субъекте Российской Федерации и АТК МО результаты мониторинга могут использоваться при:

- планировании деятельности Комиссий, их аппаратов, ОИВ и ОМСУ (внесение дополнений в планы работы на календарный год, учет при составлении планов на более длительный период);

- корректировке правовых актов, регламентирующих деятельность по профилактике проявлений терроризма;

- внесении соответствующих изменений (дополнений) в профильные региональные (муниципальные) планы, программы (подпрограммы) по профилактике терроризма, что позволит субъектам противодействия терроризму более системно и качественно реализовывать предусмотренные федеральным законодательством полномочия в данной области;

- подготовке плановых и внеочередных заседаний Комиссий по актуальным вопросам противодействия терроризму, информационно-аналитических материалов к ним, принятии решений;

- осуществлении контроля за исполнением субъектами противодействия терроризму принимаемых Комиссиями решений, в том числе проверок задействованных ОИВ и АТК МО.

Примерная схема использования результатов мониторинга

 

Примерная схема использования результатов мониторинга

Дата создания: 25-05-2021
Дата последнего изменения: 25-05-2021
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: